ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИЗАЙНА


Формообразование, композиция, тектоника, фактура, текстура, ритм, нюанс






Формообразование

Форма в дизайне может быть определена как выражение внешнего вида (стайлинга) изделия исходя из его внутреннего содержания и предназначения. Форма - понятие материальное. Определяется рядом свойств материи: объемностью, характером расположения и движения в пространстве, геометрическим строением, весом, плотностью, прочностью. Как большие, так и малые формы имеют общие закономерности. Это - устойчивость, легкость, динамичность.
В дизайне различают три формы:
1) Функциональную, или утилитарную, определяемую предназначением предмета или утилитарными потребностями человека;
2) Конструктивную, требующую знания физических, механических, химических, электрических и других свойств материалов;
3) эстетическую, отвечающую высокому художественному вкусу дизайнера.
Исходя из свойств материи, изделие в своей конструкции и форме приобретает композиционные закономерности.

Композиция

Композиция - построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимном и гармоническом единстве. Важнейшими формообразующими категориями или средствами композиции являются объемно - пространственная структура и тектоника; масштаб, пропорции, ритм и метр; контраст и нюанс; симметрия и асимметрия и колорит.

Тектоника

Тектоника - закономерность, художественно осмысленное выражение степени напряженного состояния материальной формы. Эта закономерность наглядно проявляется при сравнении, например, особенностей тектонического легкового, всеми своими формами устремленного вперед гоночного автомобиля и обычной автомашины с относительно небольшой скоростью движения.

Колорит, фактура, текстура, нюанс

Способность формы к количественному изменению, движению, развитию обусловливает важные объективные основы ее построения. Строение формы, являющееся следствием равномерного ускоренного или замедленного движения, чередования элементов, называют ритмическим.
С эстетическим осмыслением свойств материального предмета вызывать то или иное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого им света связано существование очень важного средства композиции - колорита. В результате многовековой творческой практики было создано большое число цветовых рядов, в построении которых используется то или иное свойства цвета, например тональность, зависящая от длины световой волны, яркость или светлота, обусловленная энергией луча, насыщенность предопределяющая оттенок (нюанс). Цветовая и пластическая гармония вещественной среды не может быть достигнута вне органической связи с такими физическими свойствами поверхности изделий, как фактура, т.е. внешняя структура поверхности (гладкая, шероховатая, зеркальная и др.), и текстура, т.е. своеобразный рисунок внутренней структуры материала, например рисунок на срезе дерева или полированной поверхности камня.


Объёмно - пространственная структура, тектоника, ритм и метр обычно объединяются общим понятием - пластика. Именно совокупную характеристику средств композиции имеют в виду, когда говорят, например, о пластических искусствах (скульптура, прикладное искусство, архитектура, балет), в отличие от изобразительных искусств (живопись, графика), музыки и литературы.
Композиционная выразительность зависит от:
1) Общего вида, конфигурации, силуэта, очертания в простом и сложном выражении, через правильность или асимметрию, округлость или граненность, линейность, плоскостность или объем, контур или пятно и т.п. Эти свойства могут активно проявляться при выделении формы к фону или окружению за счет цветового контраста или техники исполнения.
2) От величины, массы, плотности, т.е. количества материала.
3) От динамических характеристик, где сам вид формы, направление или расположение ее, развитие в пространстве - активное и пассивное, выражающееся в подвижности, устойчивости, напряженности, устремленности, направленности, и т.п. Эти качества могут быть усилены конфигурацией, а также распределением массы и цвета.
Существуют два вида композиции: объемно-пространственная и плоскостная (фронтальная).
В том и другом виде различают композицию: статичную (мебель), динамичную (транспорт), симметричную и асимметричную.
Основные требования построения композиции.

1. Выбор характерных элементов композиции:
      - объединение по однородным признакам, форме, цвету, текстуре, фактуре;
     - выявление наиболее важной однородности, которую необходимо подчеркнуть в композиции;
      - включение в композицию контрастов, которые создают в ней напряжение, например хрустальные сосуды выглядят в контрасте с изделиями из керамики. При этом нужно помнить, что одни изделия, как правило, проигрывают в сравнении с другими.
2. Соблюдение закона ограничения (не больше трех) в:
    - материале;
    - деталях;
    - форме;
    - цвете.
3. Основа живой композиции - неравносторонний треугольник. Основа статичной композиции - симметрия. Например, в крупной витрине магазина целесообразно цветовые концентрации (пятна) повторить три раза.
4. Группировка элементов с учетом того, что выбранный материал располагают не смешанной кучей, а объединив в группы по два, три элемента. Например: три свечи или три предмета гарнитура (софа и два кресла).
5. Обеспечение свободного пространства между группировками, дабы не терялась красота отдельных частей композиции в плотном расположении.
6. Подчеркивание субординации (соподчинения) между группировками. Например на почётное видное место помещают наиболее важные по значению элементы, чтобы направлять взгляд посетителя сначала на них, а затем на менее важные (ценные).
7. Взаимосвязь между группировками и внутри их достигается линией, пластикой, а также, когда одни элементы обращены вполоборота к другим элементам и к зрителю (закон сцены).
8. Объемность, стереоскопичность, перспектива достигаются с помощью цвета, размеров, динамики формы.
9. Соблюдение оптического равновесия путём правильного размещения крупных, тяжёлых, тёмных форм относительно малых, лёгких, светлых.
10. Следование естественному положению предметов, а также росту, движению, развитию. Например, растительный материал располагается так, как он мог бы расти.
11. Эксперимент - залог успеха в творчестве. Старайтесь после создания композиции сразу не останавливаться, попробуйте что-то изменить.


   ©Гуков Константин Михайлович 2006 - 2012     Почта: [email protected]