ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИЗАЙНААнтропометрия, эргономика, семантика, перспектива, ракурс |
Эргономика изучает движение человеческого тела во время работы, затраты энергии и производительность конкретного труда человека. Область применения эргономики довольно широка. Она охватывает организацию производственных и бытовых рабочих мест, а также промышленный дизайн. К примеру при езде на автомобиле и управлении им исследуются: способность к восприятию, быстрота реакции, возможности человека оценивать расстояние во время езды, движение ног во время ускорения и торможения, а также другие факторы. При этом вопросы обеспечения безопасности играют исключительно важную роль. Человек может одновременно контролировать и умело обращаться лишь с определенным количеством приборов, инструментов или рычагов. Их оптимальное расположение и оформление на рабочем месте входит в задачи промышленного дизайна. На приведенном ниже рисунке дан пример пример правильного А и неправильного Б дизайна передней панели радиоприемника. ![]() На рисунке Б ручка настройки радиоприемника находится над шкалой настройки. В этом случае, при настройке радиоприемника пользователь загораживает своей рукой шкалу радиоприемника, что затрудняет настройку на определенную частоту, то есть эргономически неверно. |
Семантика - в переводе с греческого - обозначающий. В основе семантики лежит психологическое воздействие геометрической формы предмета на человека, когда форма представляет собой единое целое и когда единая форма предмета образована путем сочетания, соединения двух и более элементов. Сочетания бывают трех видов: 1) Пассивные соединения, когда связь осуществляется посредством дополнительного элемента. (Гантель - два шара и ручка). 2) Активные соединения, когда два сочетаемых элемента связаны друг с другом непосредственно и один элемент своей формой продолжает другой. (Коробка и крышка). 3) Агрессивные соединения. Агрессивное, видимое проникновение одного элемента в форму другого, когда один элемент как-бы врезается в другой. Кроме сочетаний различают: - семантику переносной формы (шахматная фигура, штемпель ...) - семантику тянущейся формы, когда предмет данной формы хочется перетянуть из одного места стола в другое (имеет форму салазок) - семантику вращающейся формы (цилиндр, винт самолета) - семантику обтекаемой формы, например форма падающей капли или шар. Причём форма капли является динамичной, а форма шара - статичной. Однако форма шара является малоустойчивой например по сравнению с формой куба. Дизайнер должен обладать чувством пропорции, точно улавливать и определять соотношение длины, ширины и высоты предмета, его характерных особенностей. Правильное изображение предмета на рисунке или чертеже требует от дизайнера большого искусства и знания перспективы, умения объемную форму выполнить в плоскостном виде. При этом он обязательно сталкивается в своей работе с понятием ракурса.
1) Линейную - на плоскости. 2) Панорамную - на внутренней поверхности цилиндра. 3) Плафонную - на внутренней поверхности перекрытия над каким либо помещением. 4) Театральную - на ряде отдельных поверхностей. 5) Рельефную - в которой изображение имеет пространственные формы (барельеф, горельеф). 6) Диорамную - сочетание картины, написанной с обеих сторон на просвечивающем материале или стекле, с объемными предметами. 7) Архитектурную - в которой изображаются здания, площади, парки и т.д. 8) Стереоскопическую - в которой на плоскости выполняются по правилам линейной перспективы два изображения предмета: одно делается так, как его видит левый глаз, другое - как видит правый глаз. Кроме перечисленных существует еще воздушная перспектива. Если линейная перспектива дает нам контуры предмета, то полную картину, иллюзию реальности создает воздушная перспектива. В своей работе дизайнер, обычно, использует как линейную, так и воздушную перспективу. |
©Гуков Константин Михайлович 2006 - 2012 Почта: [email protected] |