Черчение в Компас 3d

Панели инструментов, примитивы



Аббревиатуры, упоминаемые при проектировании:
САПР - Система автоматизированного проектирования;
ГОСТ - Государственный стандарт;
ISO - (International Organization for Standardization) Международная организация по стандартизации, крупнейший в мире разработчик стандартов определения качества применяемых во всём мире;
ЕСКД - Единая система конструкторской документации;
CAD - (Computer Aided Design) компьютерный помощник дизайнера.



Содержание:
  • Знакомство с интерфейсом программы, настройка листа
  • Основные панели инструментов
  • Построение простых примитивов


  • Знакомство с интерфейсом программы


    На наших уроках мы воспользуемся программой КОМПАС - 3D LT V12 (далее Компас), которую для учебных целей бесплатно предоставляет компания При запуске программы появится такое начальное окно:


    В нижней части окна следует нажать кнопку "Чертёж". В окне Компас откроется стандартная рамка чертежа формата А4.



    Для перемещения чертежа (рабочей области) по экрану следует нажать и удерживать при перемещении колёсико мыши. Для увеличения чертежа следует вращать колёсико мыши от себя и для уменьшения чертежа вращать колёсико на себя.
    Изготовление чертежей не ограничивается форматкой А4. Для изменения формата чертежа следует в меню выбрать опцию "Сервис/Параметры:"



    На экране появится панель настроек чертежа:



    На закладке "Система", в списке параметров выберем "Параметры первого листа/Формат", а на правой панели из списка "Стандартный" выберем, например, формат А3 и в разделе "Ориентация" выберем горизонтальную ориентацию. Нажмём кнопку ОК и получим изображение листа формата А3. Итак, разобравшись с параметрами (лимитами) чертежа, рассмотрим основные панели инструментов.

    Панели инструментов


    При первом запуске программы Компас, инструментальные панели, обычно, расположены в левой части окна. Первое, что бросается в глаза, это слишком маленький размер изображений на кнопках. Настроим размер под себя. Для этого зайдём в меню "Сервис / Настройки интерфейса ..."
    В окне "Параметры" выберем опцию "Экран / Настройки интерфейса / Размер значков".



    По умолчанию значки имеют размер 16х16 пикселей. Выберем из выпадающих списков размеры, например 24х24 и нажмём кнопку ОК. Значки станут больше и удобней для восприятия.
    Все панели расположенные в окне программы сгруппированы по назначению. Рассмотрим основные панели и кнопки расположенные на них. Каждая панель имеет ручку (линия из точек).



    Если подвести курсор к ручке, то курсор примет вид крестика со стрелками, это означает, что нажав левую кнопку мыши можно перетащить выбранную панель в удобное место окна программы Компас. Причём, в зависимости от положения на экране, панели будут принимать вертикальный или горизонтальный вид. В Компасе достаточно много различных панелей, поэтому для начала рассмотрим основные из них.
    Панель рисования. Эта панель в Компасе называется "Геометрия".



    Некоторые кнопки имеют в углу на изображении маленький треугольник. Это говорит о том, что кнопка универсальная и имеет несколько вариантов. Для того что бы посмотреть варианты назначения такой кнопки следует нажать на неё и удерживать. Например, если нажать кнопку "Прямоугольник", то появится панель дополнительных кнопок.



    На этой панели можно выбрать метод рисования прямоугольника - по двум точкам или от центра, а так же выбрать рисование многогранников.
    Следующая панель предназначена для выбора простановок размеров на чертеже и называется в Компасе "Размеры".



    Так же, в Компасе есть возможность выбирать различные панели по своему усмотрению. Для этого нужно поместить курсор на любую кнопку интерфейса и нажать правую кнопку мыши. На экране появится список всех возможных панелей.



    Для начала практической деятельности достаточно включить панели, показанные на рисунке.
    Следует так же обратить внимание, что бы была активна "Панель свойств". Если не выбран никакой инструмент рисования, то эта панель не отображается на экране. Достаточно нажать любую кнопку рисования, например "Отрезок", как панель свойств тут же отобразится в нижней части окна.



    Эта панель необходима в процессе построения чертежа. На ней отображаются текущие координаты курсора, она позволяет вводить параметры, такие как длину примитива, угол наклона, выбирать стиль рисуемой линии, а так же содержит системные кнопки.

    Построение простых примитивов


    Рассмотрим методы рисования некоторых примитивов. Начнём с рисования линии. Для этого на панели "Геометрия" следует нажать кнопку "Отрезок". При этом, при движении курсора по рабочему листу на панели свойств будут отображаться координаты первой точки (начала линии).



    Для точного изготовления чертежей координаты X и Y можно вводить вручную. Для этого следует щёлкнуть в соответствующий редактор ввода и ввести необходимое значение, например 100 и 100. Завершается ввод значений нажатием клавиши Enter, при этом, начало отрезка зафиксируется в указанных координатах. Конечную точку отрезка можно задать несколькими способами. Первое - ввести координаты второй точки и нажать Enter; второе - ввести длину отрезка и указать угол наклона отрезка (угол указывается в градусах против часовой стрелки). При рисовании следует учитывать стиль линии, выбрав его из списка стилей.



    Завершается рисование нажатием клавиши Enter. Если рисовать линию больше не нужно, то следует отключить кнопку "Отрезок" или нажать клавишу Esc на клавиатуре.
    Для рисования окружности следует на панели "Геометрия" нажать кнопку "Окружность" (по умолчанию будет включено рисование окружности от центра).



    Далее, щёлкнуть мышью в центре будущей окружности и на панели свойств ввести диаметр (при нажатой кнопке диаметр) или радиус (при нажатой кнопке радиус). Так же, в программе Компас предусмотрено рисование окружности с осями, для этого следует нажать кнопку оси.
    Дугу в Компас удобно рисовать по 3-м точкам. Для этого на панели "Геометрия" следует нажать и удерживать кнопку "Дуга". На появившейся дополнительной панели выбрать "Дуга по 3 точкам".



    Первая точка - начальная точка дуги; вторая точка - точка перегиба дуги; третья точка - конечная точка дуги.
    Все примитивы, такие как линии, дуги, окружности и прочие принято рисовать, привязываясь к точкам предварительной разметки чертежа. О разметке чертежа и рисовании примитивов будет подробно рассказано в следующем разделе.




       ©Гуков Константин Михайлович 2006 - 2015     Почта: [email protected]